Информационно-образовательный портал Хабаровского края
 

версия для слабовидящих

26 ноября 2010

Прямая связь с министром

- Здравствуйте, меня зовут Татьяна Королева. У меня вопрос по аутичным детям. Мой ребенок учится в школе-интернате №5. Сейчас существуют новые методики работы с такими детьми, но педагоги говорят, что не могут использовать их, так как нет нормативно-правовой базы.

- Есть специальные программы, выбирать их - это право педагога. Сейчас в крае чуть больше ста детей, которые относятся к этой категории. Денег на их обучение стали выделять больше после того, как учреждения перешли на баланс министерства образования. Мы проверим выполнение стандартов, посмотрим, каких специалистов не хватает. Если у педагогов недостаточно знаний - будут учиться новым методикам, все ресурсы для этого у нас есть.

- У меня ребенок с задержкой развития, учится в пятой коррекционной школе-интернате. У детей было 4-разовое питание, так как они в школе целый день. Еда - это еще и обучающий процесс, у меня ребенок, например, не умел есть, здесь его научили. Теперь у наших детей только второй завтрак и обед, но забираем-то мы ребенка вечером, значит, он весь день голодный.

- Спасибо за вопрос, мы разберемся, почему так происходит.

- И еще. В школу в прошлом году купили автобус, чтобы возить «сложных» детей, но он не вышел на линию, так как говорят, что автобус не приспособлен для перевозки таких школьников.

- Была передача учреждений из одного ведомства в другое, мы пока еще не все вопросы взяли на контроль, но спасибо, что ставите в известность, думаю, в вашу школу приедет специалист и выяснит, в чем проблемы, может быть, действительно есть трудности, о которых мы не знаем.

- Мы из Хабаровска, живем в Рабочем городке. Встали на очередь в детский сад вовремя, сейчас ребенку 4,5 года, но место в детском саду нам так и не предоставили.

- Сначала я вам отвечу формально, а потом как человек, которого тоже волнует эта проблема. Формально: организация дошкольного образования - строительство детских садов, эксплуатация, формирование групп дошкольного образования, согласно 131-му федеральному закону, относится к ведению мэрии города Хабаровска. Проблема с садами давно находится на контроле у губернатора, и он принял решение, что край со следующего года подключается к программе строительства детских садов. В городе сейчас три проблемных точки: Рабочий городок, микрорайоны на ул. Флегонтова и «Строитель». Оставьте свои координаты, мы проверим, почему для вас нет места. Понятное дело, что рядом с домом получить место нереально, но куда-то возить вполне возможно. Первый детский сад, который будет строиться по новой программе - в микрорайоне «Строитель», на 220 мест, начать его строительство планируется уже в следующем году. Продолжается, хоть и медленно, строительство «Школы XXI века» с детским садом в микрорайоне Флегонтова. Сад в Рабочем городке, скорее всего, появится через несколько лет.

- Мы очень ждем новые образовательные стандарты. И вот почему - я считаю, что программы у наших детей сложные, пусть они станут проще. И вообще, почему иностранные языки обязательны для всех?

- В Хабаровском крае есть выбор учебных программ. Дети начальной школы учатся по восьми учебно-методическим комплектам. Начиная от развивающих программ - Занкова, «2100» - и заканчивая простой универсальной - «Школы России», по которой будут заниматься с ребенком, который даже читать не умеет. Но мы живем в XXI веке, поэтому уважаемые родители должны выбрать сами, в какое учебное заведение и по какой программе отправить своего ребенка. Но стремиться нужно к большему. Только так можно двигаться вперед. А по поводу иностранных языков - вы не правы, не нужно решать будущее за ребенка.

- Мой внук учится в школе №26 Хабаровска. Вправе ли в школе собирать деньги на охрану, на ремонт, «на нужды»?

- В уставе школ написано, что подобные вопросы должен решать родительский комитет. При этом директор в руки деньги не берет, счета не раздает, тем более ими не распоряжается. Если есть протокол общего родительского собрания, управляющего совета, где принято решение, например, об охране школы, то родительский комитет сам выбирает фирму, которая будет организовывать охрану. Кто не хочет - пусть не сдает деньги. И никто ребенка не тронет. Если половина родителей не знает, что это решение родительского комитета - это уже другой вопрос, наверное, просто не ходят на собрания. А вот если собирают на ремонт коридоров и мест общего пользования - здесь стоит разобраться! Это запрещено.

- Здравствуйте, меня зовут Сергей. Зачем тратятся столько денег на бесплатные учебники для всех? Многие родители в состоянии покупать книги для школьников. Неужели эти деньги нельзя потратить на другие нужны отрасли?

- По нашим подсчетам комплект, например, для 11 класса стоит около 10 000 рублей! При этом детям, нуждающихся в особой опеке государства (а это около 25 процентов всех детей), всегда приобретались бесплатные учебники. За последние три года мы потратили на это более 200 млн. рублей. А в связи с новыми федеральными стандартами мы потратим на эти цели еще больше денег. Как человек, я считаю, что эти деньги можно было потратить на что-то другое, может, более важное. Но бесплатные учебники - это закон. Можете посмотреть - это п.6.1 ст. 29 закона Российской Федерации «Об образовании», там прописаны все обязанности субъекта страны. Поэтому закупать учебники будем по-прежнему для всех, и других ответов здесь быть не может.

- Здравствуйте, меня зовут Вера Сергеевна Дружинина, мой внук ходит в детский сад № 71. Хочу спросить: когда прекратятся поборы в детских садах? Мы сдаем ежемесячно на моющие средства, ремонт группы, благоустройство группы...

- Вера Сергеевна, а зачем сдаете?

- Ну как - зачем? Не сдам - моему внуку будет плохо!

- Если родители сдают деньги - значит, их все устраивает! А вы попробуйте не сдавать! А что значит: вашему ребенку будет плохо? С ним не будут гулять, его не будут кормить, с ним не будут заниматься? Мы, с одной стороны, говорим, что нам пора прекратить поборы, но сами ведь ничего для этого не делаем. Моющие средства, ремонт детских городков в рамках стандарта обеспечиваются государством. Вы придите завтра в сад и скажите воспитателю, заведующему детским садом, что я звонила Андрею Базилевскому, и он мне сказал больше спонсорские взносы не платить. А я вам дам номер своего телефона. Если начнутся гонения - позвоните мне. А к заведующей я обращаюсь со страниц «Тихоокеанской звезды»: ситуацию со спонсорскими взносами я взял на контроль.

- По существующим нормативам наполняемость классов - 25 человек. Но при меньшей численности детей результативность обучения лучше. Может, сделать классы меньше?

- Количество детей в классах рассчитывали ученые, были проведены серьезные исследования. И сейчас, в соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении и санитарно-эпидемиологическими правилами, наполняемость классов действительно 25 человек. Вместе с тем, возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью. Это если в школе есть условия - педагоги, свободные классы, достаточно денег… Как вы понимаете, сейчас введена система подушевого финансирования, поэтому чем больше детей учит педагог, тем большую зарплату он получает.

Для сельской местности в крае предусмотрено комплектование классов с меньшей наполняемостью - от 14 до 20 человек. Кроме того, на наполняемость класса может оказывать влияние площадь учебного кабинета: чем она меньше, тем меньше будет учащихся в данном классе.

- Вопрос от педагогов школы № 67 г. Хабаровска. В прошлом учебном году производилась оплата за обучение детей-инвалидов на дому, а в этом году нет. Почему?

- Право распределения часов по предметам предоставляется органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования. Спасибо за вопрос, мы оперативно выяснили, в чем причина. В вашей школе два ребенка обучаются на дому, согласно приказам управления образования администрации города от 21.09.2010 г. №№ 353, 360. Доплаты за этих детей никто не отменял! А задержка оплаты за обучение данных детей возникла по причине поздней передачи приказов в централизованную бухгалтерию. Перерасчет будет произведен в ноябре.

- Мы очень ждали Год учителя, но когда же нам, школьным педагогам, зарплату повысят?

- Переход на новую систему оплаты труда мы действительно провозгласили, но продолжается уравниловка. Никто не хочет конфликтов в коллективе. Дескать, пускай все будет плохо, но ровно. Поэтому скоро финансировать школы будем напрямую, при этом не трогая малокомплектные школы, учреждения отдаленных территорий, начальные сельские школы.

А Год учителя - это определение роли системы образования в обществе и изменение отношения к профессии педагога. Ведь учитель, как артист - ему нужны аплодисменты. Ему важно народное признание.

- Ольга Мицкевич, социальный педагог транспортного колледжа. У меня вопрос: как решаются жилищные проблемы работников сферы образования?

- Существует социальная ипотека, когда на условиях софинансирования покупается жилье. В эту программу можно попасть даже с зарплатой социального педагога. Нуждающиеся педагоги учреждений профобразования в крае получают и служебное жилье, в прошлом году получили 10 квартир. Существуют общежития блочного типа, где живут и преподаватели. Нужно, чтобы ваша директор написала заявку, и если комната освободится, то вы сможете заселиться в это помещение.

- Я стою в социальной очереди четыре тысячи какая-то.

- Не путайте социальную очередь на получение служебного жилья и социальную ипотеку. Вашему директору мы дадим правила вступления в социальную ипотеку.

- Меня зовут Калугина Тамара Петровна, я из школы №80 г. Хабаровска. Почему учителям-победителям ПНП «Образование» в 2009 году не дали компьютерные рабочие места?

- Централизованная поставка автоматизированных рабочих мест для учителей-победителей ПНПО в 2009 году не осуществлялась в связи с завершением в 2008 году федерального проекта «Информатизация системы образования».

Вместе с тем, начиная с 2008 года, по поручению губернатора края реализуется проект оснащения общеобразовательных учреждений края комплектами интерактивного оборудования. За три последних года за счет краевого бюджета поставлено 580 комплектов интерактивного оборудования на сумму 96,4 млн. рублей, за счет средств муниципальных образований - еще 210 комплектов. Место установки оборудования в учреждении определяется руководителем совместно с педагогическим коллективом.

Поставка интерактивного оборудования будет продолжена в 2011-2012 годах. А вообще, мы рекомендовали руководителям органов образования дать комплекты интерактивного оборудования тем, кто действительно может и будет с ним работать, в том числе и победителям национального проекта «Образование».

- У меня еще один вопрос: почему класс не делится на группы по английскому языку, когда детей в классе чуть меньше нормы - 23, 24 человека? Со всем классом тяжело работать.

- Есть нормативы наполняемости классов. Согласно пункту 31 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации, при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек, и в сельских - не менее 20 человек. При наличии необходимых условий (свободных кабинетов, учителей-предметников) и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка. Значит, пока такой возможности в школе нет. Делайте школу конкурентоспособной, привлекайте детей.

- Меня зовут Виолетта Михайловна, я учитель одной из школ Хабаровска. Всем бюджетникам с октября была введена надбавка 10 процентов. Но по зарплате это не ощущается. К тому же нам не платят с сентября стимулирующие надбавки.

- Вопрос очень серьезный. Повышение на 10 процентов воспринялось всеми бюджетниками как автоматическое повышение заработной платы, но на самом деле это не так. Увеличение на 10 процентов - это увеличение фонда оплаты труда, в частности, и стимулирующих выплат. Если у школы была низкая наполняемость классов, если зарплату платили всем поровну, то это, разумеется, повлекло и увеличение затрат. Решать, кому сколько дать денег, должна комиссия, в которую входит не только администрация школы, но и родители, и профсоюзы. У нас есть школьные коллективы, в которых заработная плата поднялась на 25 процентов. Очень грамотно организовали процесс начисления заработной платы и экономии средств в школе № 3 поселка Хор, школе №32 Комсомольска-на-Амуре, в школе поселка Монгохто Ванинского района, лицее инновационных технологий Хабаровска. Не может быть уравниловки в выдаче зарплаты, причем это должен решать коллектив. Посмотрите, многие школы уже создали себе «бренды», причем не обязательно эти школы - в центре города. Директора и педагоги стараются, дети к ним и идут. Придет время, когда мы будем отдавать деньги на заработную плату не в районо, а в конкретные школы, в рамках конкретного нормативного финансирования. Деньги должны идти за ребенком, а не просто на содержание общеобразовательного учреждения.

- Вас беспокоит Елена Лебедева. Моя дочь учится на бюджетной основе в технологическом колледже на первом курсе. Стипендию не платят, говорят, она будет начислена только после первой сессии, но мы слышали, что ее должны давать всем бюджетникам сразу после поступления.

- В Хабаровском технологическом колледже, в соответствии с постановлением губернатора края, выплачивается два вида стипендии. Одна из них - академическая - в размере 520 рублей.

Такая стипендия назначается студентам, обучающимся по очной форме по основной образовательной программе, в зависимости от успехов в учебе. Успехи в учебе определяются по итогам сессии.

А вообще, размер государственной академической стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно в пределах выделенных средств, но не может быть меньше размера, установленного постановлением губернатора Хабаровского края, - 400 рублей.

За особые успехи в учебной деятельности студентам в пределах имеющихся средств могут устанавливать повышенные стипендии в порядке, определенном советом образовательного учреждения. В технологическом колледже повышенная стипендия устанавливается от 900 до 1300 руб., в зависимости от успеваемости.

Еще есть социальная стипендия в размере 720 руб. (1,5 от размера академической). Право на получение такой стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выдаваемый органом социальной защиты населения по месту жительства документ установленного образца для получения государственной социальной помощи.

Что касается адресной помощи, в соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 25 марта 2010 года «О предоставлении адресной помощи для частичной компенсации затрат по проезду на общественном транспорте …» и приказа министерства образования края от 5 апреля 2010 года №745 «О распределении средств адресной помощи для частичной компенсации по проезду на общественном транспорте», Хабаровскому технологическому колледжу выделено 368,1 тыс. руб. для выплаты частичной компенсации, ежемесячно выделяется по 40,9 тыс. рублей.

- Петр Михайлович Лемешко, заслуженный работник высшей школы. Вопрос такой: сейчас можно получить высшее образование в коммерческих вузах, их в крае много. Как контролируется деятельность данных учреждений?

- Сейчас каждый может открыть учебное заведение, разумеется, выполняя определенные требования. К сожалению, Петр Михайлович, министерство образования не имеет полномочий по контролю и надзору за деятельностью учреждений высшего профессионального образования. Это полномочия Рособрнадзора. Но если в министерство образования поступают обращения граждан, то деятельность учреждения изучается.

Вузы должны получать лицензию, проходить аккредитацию; если все документы в порядке - вуз имеет право на существование. Другой вопрос: почему выпускники школ идут в такие вузы, почему родители не смотрят, за какое образование они платят? Если идут, чтобы просто получить диплом, значит, это тоже кого-то устраивает, но с таким дипломом потом не нужно обращаться к государству с просьбами о трудоустройстве. Альтернатива - 24 государственных учебных заведения на территории края, которые имеют все лицензии и базу и заботятся о трудоустройстве своих выпускников.

- Меня зовут Анастасия Кирилловна Двинова. Андрей Александрович, почему у нас висят объявления фирм, которые делают курсовые и дипломные на заказ? Насколько это законно?

- Я категорически против таких фирм. Но этот вопрос из той же серии, когда меня спрашивают студенты: до каких пор преподаватели будут брать взятки? Ответ очевиден: до тех пор, пока вы их будете платить! На что они мне отвечают: слушай, ну тогда ведь учить надо! Эти фирмы, увы, будут существовать, пока будет спрос. Ими занимаются правоохранительные органы, но, с другой стороны, если не будет спроса, то они исчезнут сами по себе.





Возврат к списку


Добавить комментарий

Вы не авторизованы.

Для добавления комментария вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Видео
Загрузка плеера
20 апреля 2018