Информационно-образовательный портал Хабаровского края
 

версия для слабовидящих

17 мая 2016

В Хабаровске состоялся слет педагогов, работающих по системам развивающего обучения Занкова и Эльконина-Давыдова

Семинар проходил на базе Хабаровского краевого института развития образования и Краевого центра развития образования. Почетным гостем стал кандидат педагогических наук, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», руководитель экспериментального учебного комплекса «Школа развития» (г. Москва) Алексей Воронцов. Также слет посетили более 100 педагогов из 14 муниципальных образований региона и Еврейской автономной области, представители высших учебных заведений.

IMG_1474.JPG

Системы Занкова и Эльконина-Давыдова отличаются от традиционных программ. Методы и приемы, которые в них заложены, наилучшим образом влияют на развитие учащихся начальной школы. Ребенок начинает работать не на оценку, а на свой личностный рост. Ему хочется добиться высокого результата. На уроках по программам развивающего обучения большое внимание уделяется логике и анализу, умению глубоко мыслить. Дети занимаются в группах, поэтому у них формируются ярко выраженные коммуникативные навыки.

IMG_1396.JPG

Руководитель экспериментального учебного комплекса «Школа развития» (г. Москва) Алексей Воронцов в своем докладе рассказал, что внедрение программ развивающего обучения необходимо для успешной деятельности территорий опережающего развития.

— ТОРы я могу сравнить с большими «школами», — сказал Алексей Борисович. — В них должны моделироваться такие ситуации, которые в последующем станут для подростков ценным опытом. Мы должны отходить от репродуктивных форм обучения, при которых ученики «на автомате» выполняют волю педагога. Необходимо, чтобы ребята учились свободно мыслить и становились в будущем эффективными управленцами. Традиционная школа, к сожалению, такой инициативе, ответственности не учит.

Результаты опроса, который провели специалисты ХК ИРО среди 157 подростков Хабаровского края, показали, что от некоторых атрибутов современной школе пора избавляться. По мнению респондентов, их мотивацию учиться ослабляют весомые факторы. У детей отсутствует свобода выбора в школе, они не могут применять полученные знания на практике, им скучно на уроках, потому что учителя не организуют занятия творчески. Также школьников пугает перспектива сдачи ЕГЭ, они сильно утомляются.

IMG_1410.JPG

— В системах развивающего обучения заложены образовательные пространства, проходя через которые, дети получают необходимый практический опыт, — объяснила проректор по стратегическому развитию отрасли Хабаровского краевого института развития образования Жанна Кузнецова. — Методики Занкова, Эльконина-Давыдова строятся на  совместной коллективной деятельности, что требует от педагогов творческого подхода. В данных программах с первого класса действует принцип рефлексивного самооценивания, который позволяет выработать у ребят чувство ответственности.

IMG_1485.JPG

В Краевом центре образования прошли открытые уроки, на которых педагоги смогли изучить опыт своих коллег и обсудить его с профессионалами. К участникам слета присоединилась Светлана  Яковлева, директор Федерального научно-методического центра им. Занкова. Она дала открытый мастер-класс «Психолого-педагогические основы развивающего обучения, как дидактический фундамент ФГОС НОО». Алексей Воронцов, в свою очередь, поучаствовал в уроке математики для учеников второго класса «Школы XXI века».

IMG_1436.JPG

Ребятам было предложено ответить на вопрос учителя, решив в контексте задания арифметический пример. Отличительной особенностью урока стало то, что дети работали в группах, а не индивидуально. Все свои действия они обсуждали и комментировали. Педагог активно участвовала в мозговом штурме, задавая наводящие вопросы.

— В целом, считаю, что урок прошел успешно, — сказала учитель математики Краевого центра образования Наталья Чувашова. — Однако мы не уложились в отведенные сорок минут. Размышляя, дети немного отошли от заданного направления. Учитывая это, пришлось на ходу перестраивать занятие.

IMG_0002.jpg

— Особенность развивающего обучения заключается в том, что учителю нужно продумывать возможные мыслительные ходы до начала урока, — подытожил Алексей Воронцов. — Четкий сценарий поможет избежать необязательной потери времени. Безусловно, это требует от тьютора высочайшего мастерства и развитых навыков планирования.   

IMG_1492.JPG

Программы развивающего обучения активно внедряются в 17 муниципальных районах Хабаровского края. В 414 классах начальной школы реализуется система Занкова, в 25 классах — Эльконина-Давыдова. Организации, которые используют эти методики, полностью оснащены необходимым компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Разработана дорожная карта подготовки кадрового ресурса по реализации данных систем.

IMG_1384.JPG

— На протяжении последних трех лет 98,7 процентов педагогов края, которые работают по программам развивающего обучения, прошли курсы повышения квалификации в различных форматах, — отметила начальник управления общего образования министерства образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова. — В режиме открытых интерактивных площадок работают два краевых центра трансфера технологий системы Занкова — хабаровская школа № 30 и школа № 2 города Вяземский. Разработанная дорожная карта предусматривает и онлайн обучение, методическое сопровождение в формате сетевых консультаций для педагогов отдаленных территорий края. В каждом муниципальном образовании закреплены успешные «школы-магниты» по распространению положительного опыта систем развивающего обучения. 

Владимир Цибизов





Возврат к списку


Добавить комментарий

Вы не авторизованы.

Для добавления комментария вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Видео
Загрузка плеера
20 апреля 2018