Информационно-образовательный портал Хабаровского края
 

версия для слабовидящих

22 марта 2016

В краевой столице обсудили преемственность содержания образования в условиях реализации ФГОС

Региональный семинар объединил 145 педагогов из 16 муниципальных районов. Главной целью форума стала разработка механизмов достижения метапредметных результатов, в том числе через обновленное содержание общего образования.

Семинар1.jpg 

— Практически семь лет подряд на данном семинаре работают региональная и муниципальные команды по введению федерального государственного образовательного стандарта, — отметила начальник управления общего образования министерства образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова. — Мы рады, что к нам присоединяются новые педагоги, методисты, руководители образовательных учреждений. Надеемся, что они будут принимать полноценное участие в работе над ФГОС на протяжении многих лет. Это важно, так как создание единого информационного пространства благоприятно отражается на результатах нашей деятельности. 

Семинар2.jpg

Участники семинара прослушали информацию об изменениях в нормативно-правовых актах, регламентирующих процессы введения и реализации ФГОС общего образования, лекцию о метапредметности, как основе преемственности содержания образования основной и старшей школы.

— Федеральный государственный образовательный стандарт четко определяет результаты, к которым должен прийти выпускник, — объяснила консультант отдела общего образования управления общего образования министерства образования и науки Хабаровского края Юлия Алексеева. — Это и предметные знания, которые будут проверяться на итоговой государственной аттестации, и метапредметные, которые пригодятся ему в жизни. Например, умение структурировать материал, анализировать информацию, проводить аналогии, соотносить факты друг с другом. Метапредметность должна учитываться в построении единого неразрывного образовательного процесса. 

Семинар3.jpg

Чтобы «уметь учиться», необходимо владеть универсальными учебными действиями. Именно они обуславливают метапредметные личностные результаты школьника. Как и предметные знания, они подвергаются проверке Единым государственным экзаменом. Например, выпускнику дается текст и предлагается ответить на два вопроса. Чтобы ответить на первый, достаточно владеть теорией. Второй же более сложен, так как подразумевает еще и вдумчивый анализ отрывка, выделение в нем контекстной информации. Соответственно за простое задание выпускник получает один балл, а за сложное — два.

Универсальные учебные действия делятся на несколько категорий. Личностные УУД отвечают за  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Регулятивные соотносятся с организацией школьников своей учебной деятельности. Познавательные — это  общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Коммуникативные УУД связаны с умением слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

— Учитель может составлять задания по своему предмету так, чтобы было ясно, обладает ученик нужными навыками или нет, — рассказала проректор по стратегическому развитию отрасли КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» Жанна Кузнецова. — Таким образом, педагог должен повышать метапредметные результаты своих подопечных. На семинарах мы учим их составлять задания с учетом  контроля метапредметных результатов. Это достаточно сложная техника, требующая творческого подхода.

Семинар4.jpg

На семинаре проходили практикумы и мастер-классы, на которых педагогам презентовали опыт работы в образовательных учреждениях края. Преподаватель математики агропромышленного техникума поселка Хор Галина Тешабаева представила авторский курс «Учиться легко».

— В течение трех лет мы проводили мониторинг метаумений учащихся нашего техникума, — рассказала Галина Владимировна. — Выяснилось, что у ребят имеются трудности с выделением в заданиях основной мысли, интерпретацией и структурированием информации. Школьники с трудом отличали мнение от факта. Поэтому и возникла необходимость в создании метапредметного курса.

Авторский курс состоит из трех модулей: «Понятие — основа знания», «Учимся работать с информацией», «Мыслим творчески». Во время каждого из них школьники работают с текстовыми  материалами и учатся давать научные определения понятиям, осознанно производить логические операции.

Ирина Дербина, учитель истории и обществознания кадетской школы № 1 имени Ф.Ф. Ушакова г. Хабаровска, на своем мастер-классе показала, как проектировать метапредметные курсы в основной и старшей школе, сохраняя при этом их преемственность.

В кадетской школе разработаны метапредметные курсы по направлениям: «Шаги к успеху»  развивают регулятивные универсальные учебные действия, «Учимся мыслить» — познавательные,  «Уроки нравственности» — личностные, «Коммуникация на «5» — коммуникативные. На мастер-классе подробно рассматривались три модуля последнего направления, во время которых среди учащихся проводятся рефлексии, дискуссии и практикумы.

Семинар5.jpg

— Весь курс рассчитан на девять часов, к тому же вполне можно проводить занятия модулей избирательно, не по порядку, — пояснила Ирина Сергеевна. — На занятиях дети узнают особенности передачи и восприятия информации, а также приемы эффективного слушания.

Педагогический коллектив гимназии № 45 г. Комсомольска-на-Амуре показал, как в образовательном учреждении проходит работа по развитию логических умений в урочной и внеурочной учебной деятельности.

— Формирование метапредметных результатов мы реализуем через логические пятиминутки, которые проводятся на каждом уроке, — рассказала Анастасия Линник, учитель русского языка и литературы гимназии № 45 г. Комсомольска-на-Амуре. — Каждый день учебной недели наши ребята отрабатывают шесть логических умений — анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизацию и абстракцию. Такая систематическая работа уже дает неплохие результаты. Показатели гимназистов на различных конкурсах и олимпиадах значительно улучшились.

Также в комсомольской гимназии разработан внеурочный курс на 34 часа, который направлен на развитие таких мыслительных операций, как классификация и обобщение. Он называется «Девять шагов по России». В течение 32 часов школьники «путешествуют» по округам страны, после чего их ждет двухчасовая защита итоговых проектов. Внутри каждого округа школьники работают с тремя направлениями: природа, люди, достижения. Уникальность курса заключается в том, что его можно запускать не один раз. Достаточно лишь изменить задания.

Семинар6.jpg

Во время семинара были составлены методические рекомендации. Муниципальные команды будут распространять полученный опыт на своих площадках. 





Возврат к списку


Комментарии
Цитировать Имя
adiola, 28.03.2016 20:23:34
Не плохая организация была. Очень приятно.

Добавить комментарий

Вы не авторизованы.

Для добавления комментария вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Видео
Загрузка плеера
20 апреля 2018