Информационно-образовательный портал Хабаровского края
 

версия для слабовидящих

22 октября 2013

Методика проведения химического тренинга по теме «Неорганические кислоты»


Цели тренинга:

1) развитие умений учащихся в написании химических формул кислот, уравнений химических реакций свойств, решении расчетных химических задач на определение молярной массы, массы кислоты и полученных в результате реакции веществ, проведении лабораторных опытов;
2) закрепление знаний учащихся о классификации неорганических кислот, химических свойствах и основных способах их получения.

Оборудование: 1) ПК и видеопроектор; 2) игровой мяч для проведения разминок; 3) ватман (4 листа), фломастеры (4 упаковки), маркеры, вырезки из химических журналов; 4) задания, тесты.

Время проведения: 2 часа (перерыв – 10 минут).

Ход тренинга:
1.Знакомство участников. Приветствие участников тренинга.

2. Цель тренинга. Участники тренинга знакомятся с целью его проведения. Необходимо напомнить, что цель – конечный результат тренинга, на который он направлен.

3. Знакомство учащихся с правилами участия в тренинге:
- правило развития умений и навыков;
- правило активности участников;
- правило дисциплины;
- правило «отключить сотовые телефоны»;
- правило ответственности;
- правило личных высказываний: «Я смог…», «Я сделал…», «У меня получилось/не получилось…» и т.п.;
- правило обратной связи (после каждого упражнения, задания каждый участник должен в группе рассказать, что получилось, что не получилось и как он будет развивать в дальнейшем собственные химические умения, навыки);
- правило «здесь и сейчас».

4. Упражнение «Дерево желаний»: каждый учащийся на отдельном листе пишет свое желание, например: «научиться писать химические формулы кислот», «решать расчетные задачи с нахождением молярной массы кислоты», «проводить лабораторные опыты с описанием свойств кислот» и др. Желания должны совпадать с темой и целью тренинга. Каждый учащийся, написав собственное желание, прикрепляет его к импровизированному дереву желаний. В конце тренинга учащийся берет свой листок желания и на его оборотной стороне пишет, осуществилось его желание или нет.

5. Информация для закрепления (показ презентации):

Структурная химическая формула неорганических кислот:
тренинг.jpg

  , где Н – водород, x – количество атомов водорода, y – количество кислотных остатков

HCl H2SO4 H3PO4
HNO3 H2CO3
HF

5. Упражнение «Работа в парах»: желательно в каждой паре должен быть учащийся с хорошей подготовкой по химии. В парах даются задания по написанию химических элементов, формул и решению задач. Для каждой пары разрабатывается задание и в тетрадях каждый участник записывает ход выполнения задания. После этого ведущий тренинга или супервайзер (на каждом тренинге выбирается учащийся, который будет осуществлять роль ответственного наблюдателя) оценивают результаты выполнения упражнения. На выполнение задания дается 10-15 минут.

Примеры заданий:


5.1. Написать химическую формулу серной кислоты, ее основные химические свойства. Составить и назвать соли серной кислоты.
5.2. Написать химическую формулу соляной, ее основные химические свойства. Составить и назвать соли соляной кислоты.
5.3. Написать химическую формулу азотной кислоты, ее основные химические свойства. Составить и назвать соли азотной кислоты.
5.4. Написать химическую формулу фосфорной кислоты, ее основные химические свойства. Составить и назвать соли фосфорной кислоты.
5.5. Задача № 1. 40 г. серной кислоты вступило в реакцию с цинком. Найти массу образовавшейся соли.
Задача № 2. Найти объем выделившегося газа в реакции соляной кислоты и меди. Масса металла, вступившего в реакцию, составляет 25 г.
Задача № 3. Найти массу образовавшегося осадка белого цвета в химической реакции 65 г. серной кислоты и хлорида бария.

6. Упражнение «Работа в микрогруппах»: каждой микрогруппе, состоящей из 4-5 человек, дается проблемное задание, которое они должны решить и представить его решение перед группой. Все участники группы дополняют и оценивают результат его выполнения. На выполнение задания дается 10-15 минут.

Примеры заданий:
6.1. Определить реагируют следующие вещества в реакции или нет:
CO2 + H2SO4
Написать условия возможной химической реакции или причины отсутствия ее. Представить решение перед всей группой.

6.2. Определить реагируют следующие вещества в реакции или нет:
целлюлоза + H2SO4
Написать условия возможной химической реакции или причины отсутствия ее. Представить решение перед всей группой.

6.3. Угольная кислота H2CO3 широко используется в пищевой промышленности. Определите возможности использования угольной кислоты в домашних условиях. Напишите уравнения химических реакций. Чем ценна угольная кислота для человека?

7. Упражнение «Химическая разминка». Все участники встают в круг. Ведущий берет в руки мяч и говорит о том, что мяч будет играть роль электрона, который постоянно хаотически перемещается от одного игрока к другому. Ведущий бросает мяч другому игроку, при этом говорит о том, что он становится «положительно заряженным». Например, я натрий – нейтральный атом, отдаю электрон Андрею и становлюсь положительно заряженным. Андрей, принимая мяч, проговаривает следующую фразу: «Я, Андрей-кальций, имея нейтральный заряд, беру электрон и становлюсь отрицательно заряженным. Я, Андрей-кальций, отдаю электрон Юлии-медь и вновь становлюсь нейтральным». Итак проводится разминка до последнего игрока.
Последний игрок делает вывод об окислительно-восстановительных реакциях. Разминка длится 10-15 минут.

8. Упражнение «Химическая газета»: участники тренинга составляют химическую стенгазету по теме «Неорганические кислоты в профессии и жизни человека», которая может быть представлена на ежемесячном конкурсе химических стенгазет. Стенгазета может быть представлена на бумажном носителе (ватмане) или в электронном виде (презентация, формат Word) с размещением их на сайте химии и биологии лицея в разделе «Химическое творчество учащихся: конкурсные работы».

9. Упражнение «Лицом к лицу» (работа в парах): каждый участник пары озвучивает свои пробелы в знаниях по неорганическим кислотам и выбирает наиболее эффективный способ их устранения. После этого они вместе, применяя выбранный ими способ, тренируются в коррекции знаний и умений. Перед упражнением ведущий должен представить пример проведения данного упражнения перед группой с одним из учащихся. Например, учащийся говорит ведущему: «Я плохо пишу химические формулы кислот». Ведущий: «Подумай, почему ты плохо пишешь химические формулы кислот. Что тебе нужно сделать, чтобы их писать лучше?». Учащийся: «По-всей видимости я плохо пишу химические формулы кислот по причине пробелов в знаниях химических элементов периодической системы. Я думаю, что лучший способ устранения этого недостатка – ежедневная тренировка в написании формул простых и сложных веществ с помощью таблицы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева».

10. Упражнение «Химический тест»: его можно выполнять в парах или микрогруппах. После его выполнения он проводится участником каждой микрогруппы перед тренинговой группой. На выполнение задания дается 10 минут.

Химический тест по теме «Неорганические кислоты»

1. Выберите из нижеперечисленных, двухосновные неорганические кислоты. Выбранные кислоты отметьте галочками:
а) HNO3 в) H2CO3 д) HMnO4 ж) H2SiO3
б) H2SO4 г) H3PO4 е) H2SO3

2. Какой газ выделяется при взаимодействии мела CaCO3 и серной кислоты? Выберите
вариант и отметьте его галочкой:
а) H2 б) CO в) CO2

3. Выберите из нижеперечисленных, слабые неорганические кислоты. Выбранные кислоты отметьте галочками:
а) HNO3 в) H2CO3 д) HCl ж) H2SiO3
б) H2SO4 г) H3PO4 е) H2SO3 з) HF

4. Из какой неорганической кислоты образуются соли – сульфаты? Выберите необходимый вариант и отметьте его галочкой:
а) H2CO3 б) HCl в) H2SO4 г) H3PO4 д) HF

5. Выберите из нижеперечисленных неорганических кислот, которые используются в производстве минеральных удобрений. Выбранные ответы отметьте галочками:
а) HNO3 в) H2CO3 д) HMnO4 ж) H2SiO3
б) H2SO4 г) H3PO4 е) H2SO3


11. Упражнение «Интерактивная химия»: в парах, микрогруппах даются задания по теме «Неорганические кислоты», которые размещены на сайте химии и биологии лицея. Используя технологии wi-fi, пара или микрогруппа выполняет задание и представляет ход его решения в группе, используя видеопроектор. На выполнение задания дается 15 минут.

12. Упражнение «Обратная связь»: в конце каждого тренинга каждый его участник проговаривает перед группой, что у него получилось (не получилось) на тренинге и каковы его действия в дальнейшем. Начинается упражнение с ведущего тренинга.

Заключение. Ведущий тренинга подводит его итог. Дается оценка активности, дисциплины участников и задание на следующий химический тренинг.




Возврат к списку


Добавить комментарий

Вы не авторизованы.

Для добавления комментария вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Видео
Загрузка плеера
20 апреля 2018